Здесь представлен список произведений Г.Н.Троепольского, различные издания его произведений и отдельные критические материалы.
В отдельном разделе сайта представлены книги, статьи, материалы тележурналистов о Г.Н.Троепольском - подробнее...
Впервые- кн.1- Подъем,1958, №3-4
кн.2 – Подъем,1961, №1-2
«Наука и жизнь» (по тексту «Нашего современника»), 1972, № 1-2-3;
«Роман -газета», 1973, №2.
Белый Бим Черное ухо- читать онлайн https://booksread.ru/page/belyj-bim-chernoe-uho
Собрание сочинений в трех томах. Том 3 (https://mir-knig.com/read_365479-1#)
Троепольский Г. Н. Сочинения : в трех томах. / Г. Н. Троепольский. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977. – Т. 1-3.
В первый том вошли рассказы и сатирическая повесть «Кандидат наук». Второй том содержит роман «Чернозем», рассказ и очерки. Издание сопровождено примечаниями И. Дедкова. В третий том вошли повести «В камышах» и «Белый Бим Черное ухо». Публицистическое и драматургическое творчество писателя представлено очерком «О реках, почвах и прочем», пьесой «Постояльцы». В том включен также киносценарий «Земля и люди».
Троепольский Г. Н. Белый Бим Черное ухо : повесть / Г. Н. Троепольский. – Москва : Современник, 1977. – 215 с.
Троепольский Г. Н. Белый Бим черное ухо : рассказы и повести / Г. Н. Троепольский. – Ленинград : Лениздат, 1979. – 592 с.
Троепольский Г. Н. Белый Бим Черное ухо : повесть / Г. Н. Троепольский. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1991. – 224 с.
Троепольский Г. Н. Белый Бим Черное ухо : повесть / Г. Н. Троепольский. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1995. – 224 с.>
Эта повесть — о собаке, умном, добром сеттере Биме, и о людях, добрых и злых, которых встретил на своем пути Бим.
Троепольский Г. Н. В камышах : повесть / Г. Н. Троепольский. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1969. – 416 с
Троепольский Г. Н. В камышах : повести и рассказы / Г. Н. Троепольский. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1975. – 448 с.
В книгу вошли произведения Г. Троепольского, наполненные любовью к природе и чувством ответственности перед ней.
Троепольский Г. Н. Здравый смысл : рассказы и повести / Г. Н. Троепольский. – Москва : Современник, 1975. – 544 с.
В этом сборнике представлен цикл рассказов под общим названием «Прохор семнадцатый и другие», рассказ «Экзамен на здравый смысл», повести «Кандидат наук» и «Белый Бим Черное Ухо».
Троепольский Г. Н. Прохор семнадцатый и другие : записки агронома / Г. Н. Троепольский. – Москва : Советский писатель, 1954. – 192 с.
В настоящее издание вошел цикл сатирических рассказов Гавриила Троепольского Автор выступил одним из зачинателей нового подхода к изображению сельской жизни, отмеченного правдивостью и проблемностью. Прохор семнадцатый — весь в бумажках. Отрывной календарь для него – основной источник информации. Заветное желание – крепко привязать колхозного агронома к правлению, чтобы тот по полям не болтался, а «писал или диаграммы какие-нибудь чертил». Так и шагает от эпизода к эпизоду монументальный Прохор Палыч, держа равнение на спущенную Недошлепкиным инструкцию, и не на что ему больше равняться, потому что дальше бумажек дело у прохоров семнадцатых все равно пойти не может.
Троепольский Г. Н. Рассказы / Г. Н. Троепольский. – Воронеж : Воронежское книжное издательство, 1956. – 282 с.
В сборник включены циклы рассказов «Прохор семнадцатый и другие», «У крутого яра».
Троепольский Г. Н. У крутого яра : рассказы / Г. Н. Троепольский. – Москва : Советский писатель, 1956. – 224 с.
Творчество Гавриила Николаевича Троепольского посвящено деревенской жизни. Автор, обладающий острым чувством жизненной правды, рассказывает в них о людях, о своеобразных типических характерах нашей деревни, создавая целую галерею живых, колоритных человеческих образов.
Троепольский Г. Н. Чернозем : роман / Г. Н. Троепольский. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1968. – 392 с.
Автор представлен в этом сборнике романом «Черноземье» и рассказами «Митрич», «У крутого яра». Герои произведений изображены обстоятельно, глубоко исследована природа их поступков, нравственное проявление характеров. Роман «Чеpнозём» посвящён трагическому периоду коллективизации.
ПРОХОР СЕМНАДЦАТЫЙ И ДРУГИЕ. Из записок агронома.
Начало работы над циклом рассказов «Из записок агронома» относится к 1950 году. Весь цикл был завершен и опубликован в периодической печати в 1953—1954 гг. Первое отдельное издание рассказов «Из записок агронома» (М., «Правда») увидело свет в 1954 году. Под названием «Прохор семнадцатый и другие. Записки агронома» весь цикл выдержал в 1954—1955 гг. еще два издания (М., «Советский писатель», 1954 и М., «Молодая гвардия», 1955), вошел в состав первого воронежского сборника Г. Троепольского «Рассказы» (1966) и затем неоднократно переиздавался. Весь цикл или отдельные рассказы переводились на албанский, венгерский, немецкий, румынский, словацкий, чешский, китайский, английский, испанский, французский языки.
«Записки агронома» вызвали многочисленные отклики в печати, Наряду с газетами и журналами Москвы, Ленинграда и Воронежа о «Записках агронома» писали газеты Акмолинска, Балашова, Барановичей, Барнаула, Брянска, Владивостока, Гурьева, Ижевска, Калуги, Кзыл-Орды. Кокчетава, Кургана, Ленинабада, Молодечно, Мурманска, Новгорода, Петропавловска-на-Камчатке, Пскова, Рязани, Ташкента, Тюмени, Тулы, Ужгорода, Усть-Каменогорска
Высокая и точная оценка «Записок агронома»- в рецензии Н. Лордкипанидзе «…- следуя лучшим традициям русской литературы, он представляет на суд общественности то, что нуждается в поощрении или осмеянии... Знание жизни, умение анализировать ее позволяют автору подводить читателя к нужному результату постепенно, подробно раскрывая тот или иной человеческий характер. Это качество придает «Запискам» подлинную художественность». Было замечено и лирическое начало в таланте Троепольского: «Сатирическое заострение характеристик гармонически сочетается... с лирическими, взволнованными авторскими отступлениями, и это придает рассказам особую теплоту».
О «разнообразии» дарования Троепольского писал в те годы и Сергей Залыгин («Мысли после совещания», «Новый мир», 1956, № 1); «Здесь и теплая лирика, и острый, отточенный, почти сатирический разговорный язык, и тонкая наблюдательность
В той же статье С. Залыгин отмечал в творчестве Троепольского важную черту, которая «является его заслугой»: 0н много пишет о рядовых людях, о людях без должностей... Рядовые люди занимают определенно главное место.
* * *Все молодые сатирики встают и с пасмурной улыбкой снисхождения, смешанного с чувством превосходства, молча направляются к двери.
— Благодарю вас за внимание!—громко сказал сатирик вслед уходящим от него и как-то безыдейно вздохнул.
Он был в тот день философом, что с ним случалось редко.
Заметив в его глазах нечто похожее на тоску духа, я задал человеческий вопрос, поскольку мы остались вдвоем:
— А бывает ли вам действительно, как вы неосторожно выразились, грустно?
Он ответил, как бы оправдываясь:
— Редко. Очень редко.
И только-только я хотел задать ему еще какой-нибудь вопрос, он произнес явно загадочные слова:
— Все. Уходите. Одной ногой я в прошлом, другой ногой в будущем, а обеими руками в настоящем.
Он решительно указал мне на дверь и изрек гласом прорицателя:
— До следующего съезда писателей!
Стенографировал интервью, вел беседу
и сочинял собственные раздумья
Г. ТРОЕПОЛЬСКИЙ
.
«Мы узнали нового Троепольского… Этот Троепольский мягче и задушевнее того, которого мы знали раньше... Но он по-прежнему не терпим к злу» (Нат. Соколова. «Литературная газета», 1963,13 июля)"
Одно из важнейших достоинств повести в том, что писатель открывает в каждом из персонажей «яркого, самобытного человека, индивидуально своеобразного и в то же время несущего частицу того, что называется характером нации, тем историческим опытом, который народ накопил на своем пути, сохранил в нелегких испытаниях времени» (А. Хватов. «Звезда», 1965, № 10). Трое польским изображены люди, которые «всегда, во всех обстоятельствах сознавали себя и были хозяевами земли, хозяевами жизни...»(Л.Якименко).
К наиболее сильным, драматическим страницам повествования критика относила рассказ о судьбах Митьки Шмеля (глава «Хуторок над речкой») и агронома Петра Чумака (глава «Муравьиная повесть)
Повесть посвящена А. Т. Твардовскому, человеку, от которого во многом зависела литературная судьба Г. Троепольского Твардовский успел прочесть рукопись повести и дал согласие на посвящение...
История Белого Бима вызвала прочувствованные отклики профессиональной критики, читателей. В печати появились даже песни и стихи, посвященные Белому Биму.
Было понятно, что «Белый Бим» — особенно дорогая писателю книга, «книга судьбы» в ней звучит «личная нота», находят выход «выстраданные мысли о человеке, добре, зле» (Л. Якименко. «Долг человеческий». «Литературная газета», 1971, 5 мая).
Потому-то так заметен был в повести «еще один «персонаж» — это голос: то ли автора, то ли еще какой-то чистого тона голос», «мудрый голос» (Л. Фоменко).
«Белым Бим» продолжал традиционную для русской литературы тему «Каштанки» и «Белого пуделя» как глубоко человекеведческую, а не какую-нибудь кинологическую» (Л. Саенко, С. Ялмар. «Бим. его друзья и враги». «Звезда», 1971, № 8).
Эта книга— «о верности, о преданности, бескорыстии, о высоких чувствах, которые не только не ослабляют живое существо, но делают его силь нее, могущественнее» (Л. Фоменко).
«Когда всех маленьких героев этого замечательного произведения советской литературы пытаешься представить себе по отдельности, в воображении возникает почему-то один образ—образ трогательного, чистого, такого верного и такого беззащитного до поры существа... Ему противостоит образ злобного, жадного, ограниченного человека, почему-то очень уверенного в своей безнаказанности... И если не покарать, то хотя бы выбить его из состояния безмятежности хотелось, видимо, писателю» (Б. Панкин. «Комсомольская правда», 1973, 5 октября).
Критика находила в повести философский подтекст, значительно расширяющий «смысл сказанного по конкретному поводу» (Д. Дычко. «...Чтобы не было неправды и зла на земле». «Литературная Россия», 1971, 30 апреля) и выводящий чаще всего к мысли «о нерасторжимости жизни... о взанмосвязанностн и обусловленности всего живого» (Л. Якименко), об ответственности человека за естественное и гуманное развитие жизни.
Как достоинство повести отмечалось, что писатель нигде не впадает в антропоморфизм», никогда не приписывает Биму человеческих мыслей .
Очерки «Дорога идет в гору» и «О реках, почвах и прочем» представляют лишь часть публицистического творчества Г. Троепольского.
Известно мнение Валентина Овечкнна о рукописи, которую он читал как член редколлегии журнала «Новый мир»: «После прочтения отличной статьи Троепольского, написанной убедительно,страстно, с большой душевной болью, с таким публицистическим накалом, что и мертвого взволнует, главная мысль—о судьбе других малых рек в стране... Желаю статье. Троепольского не литературного, главным образом, успеха, а делового, - чтоб она была прочитана всеми людьми, близко заинтересованными в поднятых им вопросах...» (В. Овечкин. Статьи, дневники, письма. М., «Советский писатель», 1972). Очерк вызвал большое количество писем читателей, в том числе ученых и специалистов
Роман «Чернозем» завершен в 1960г.
Роман охватывает жизнь центрально-черноземной деревни с 1921 по 1930 год, тему коллективизации.
Обстоятельный разбор «Чернозема» был дан В. Сургановым в
статье «Точка опоры» («Москва», 1962, № 9). Критик отмечал «многоцветье» в первой книге романа, которое «оправдывалось романтическим содержанием». «Чернозем», это «большое эпическое повествование о первых днях сотворения нового мира…»
Виктор Попов-председатель правления Воронежской организации Союза писателей России, председатель Комиссии по литературному наследию Г. Н. ТроепольскогоШирокий круг читателей знает Гавриила Николаевича как прозаика, автора романа «Чернозем», повести «В камышах» и других прозаических произведений. А ведь это не полный Троепольский! Жаль. что его пьеса «Постояльцы» до сих пор не увидела сценического воплощения. В «Постояльцах» многое созвучно с жизнью наших дней.
Немногим известно, что Гавриил Николаевич писал стихи. Но ему так и не довелось собрать их под одной обложкой. Правда, некоторые стихотворные строки (поэма) были опубликованы в газете «Советская Россия», но это лишь малая толика поэзии Г. Н. Троепольского. Факт остается фактом- его стихи не обрели читательского внимания, они должны увидеть свет.
Стихи опубликованы на нашем сайте на странице Стихотворения Гавриила Николаевича Троепольского