О жизни и творчестве писателя Гавриила Николаевича Троепольского

Биографические сведения


29 ноября 2020 года исполнилось 115 лет со дня рождения Гавриила Троепольского

Лауреат Госпремии СССР, обладатель ордена Трудового Красного Знамени и золотой медали фонда «Леонардо да Винчи», заслуженный работник культуры РСФСР, почетный гражданин Воронежа и Острогожска. Как автор всемирно известного произведения «Белый Бим Черное ухо» вошел во всемирную литературу.

Хронология

Подробная биография

Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995) родился в селе Ново- Спасское на Елани Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии(ныне- село Новоспасовка Грибановского района Воронежской области) (подробнее...) У сельского священника Николая Семеновича Троепольского и его жены Елены Гавриловны было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд  - работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу.
По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырех средних учебных заведениях: начинал в Новохоперской мужской гимназии (3 класса), продолжал в Новогольской школе 2-й ступени(с.Новогольское Новохопёрского уезда)(3 класса), а после ее закрытия окончил в Новохоперске же последний класс. Уже со средним образованием он поступает в трёхклассное сельскохозяйственное училище им. К.А.Тимирязева (с. Алешки Борисоглебского уезда).
По окончании училища (1924) Г. Троепольский учительствовал недалеко от родных мест - в селах Питим (Жердевского района Тамбовской губернии) и Махровка(подробнее...).Начало учительства по времени совпадает с первыми литературными опытами. Он постоянно вёл записи – тут и охотничьи заметки и отдельные зарисовки повседневного крестьянского быта. С 1930 по 1936 год работал агрономом в Алешковском опорном пункте( деревни Красная Грибановка Тамбовской губернии) , сначала младшим научным сотрудником, а затем - заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции.

Исторически до 1779 г. Борисоглебский уезд входил в состав Воронежской губернии, а затем, до 1928 г. – Тамбовской губернии. Борисоглебский район был сформирован в 1928 г. в составе Центрально-Чернозёмной области. При разделении ЦЧО в 1934 г. район вошёл в Воронежскую область.


С 1936 года Г. Троепольский в г. Острогожске заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937-го до января 1954 года он - заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам(подробнее...) ; здесь же вел и селекцию проса, один из выведенных им сортов был районирован в Центральной Черноземной зоне (“Острогожское-9”). Материалы наблюдений и селекции в Острогожском сортоучастке Г. Троепольский обобщил в нескольких научных работах.
Почти четверть века было отдано агрономии, четверть века прожито в небольшом городе Острогожске.

"Начинающим" писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. В литературу Троепольский принёс свою тему: "...боль за землю, за судьбу её сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши..." (В.Топорков, "Рыцарь русского поля").

Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Г. Троепольский переехал в Воронеж.

дом на ул.Чайковского,в котором жил Троепольский в Воронеже

дом на ул.Чайковского,в котором жил Троепольский в Воронеже

мемориальная доска на доме по ул.Чайковского

мемориальная доска на доме по ул.Чайковского


В 1934г. опубликован Энциклопедический словарь Центрально-Чернозёмной области, где представлены карты и полный перечень всех округов( гл. ред. В.Н. Алексеев. - Воронеж: Коммуна, 1934 - .Т.1 : Абакумовка-Ессаулово. - 8000 экз.)

В составлении I тома Э принимали участие 180 авторов . В редактировании разделов принимали участие И.В. Мичурин, Б.М. Козо-Полянский, А.А. Дубянский, Г.Н. Троепольский, К.К. Сент-Илер. Основные задачи словаря тогда определил Обком ВКП(б) ЦЧО: "центральное место в Энциклопедическом словаре должно быть отведено отделам сельского хозяйства, промышленности, развитию естественно-производительных сил ЦЧО, культурного строительства. Материалы словаря должны быть изложены строго научно, но в популярной форме, чтобы словарём могли пользоваться рабочие и колхозники". Работа по полному изданию "Энциклопедического словаря ЦЧО" осталась незавершенной. Из 17 членов редакционного совета репрессированы 13 человек.

Разделение Центрально-Чернозёмной области на Воронежскую и Курскую поставило под вопрос издание 2 тома «Энциклопедического словаря ЦЧО». В начале июля новым властям регионов удалось договориться издание продолжить под названием «Энциклопедический словарь Воронежской и Курской областей». Определён объём второго тома – 40 печатных листов (вдвое больше первого). В числе редакторов статей сельскохозяйственной тематики – 29-летний агроном Алешковского опорного пункта Воронежской областной опытной станции Гавриил Троепольский.

Подспудно литература влекла Г. Троепольского с юношества. Еще в школе он пытался вместить в слова открывшуюся ему красоту родной земли, картины деревенского быта, и десятилетия спустя в роман “Чернозем” вошли и строки шестнадцатилетнего юноши, написанные в 1921 году.

На всю жизнь осталась в Троепольском добрая память о молодом учителе Новогольской школы Григории Романовиче Ширме. Он увлекал учеников своей любовью к великой русской литературе, преданностью ее заветам. Сам Троепольский объяснял, что стал писателем под его влиянием: "...я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным".
Учителю и ученику, народному артисту СССР, художественному руководителю Государственной академической капеллы Белорусской ССР Г. Р. Ширме и писателю Троепольскому, суждена была через много лет счастливая встреча.
В пору учительства Троепольский продолжал писать. Однажды он показал свои опыты случившемуся в Махровке писателю Н. Никандрову. Известный по тем временам писатель посоветовал не спешить, не посылать рукопись, “а писать вам надо обязательно”. Видимо, разглядел Никандров в молодом Троепольском человеке, способного к серьезной взыскательной самооценке, к честному обращению со словом. И не ошибся.
В 1938 году в альманахе “Литературный Воронеж” появился рассказ “Дедушка” за подписью Т. Лирваг (читай наоборот: Гаврил Т.). Это была первая публикация Троепольского-писателя, но переиздавать этот рассказ Троепольский никогда не станет. У этого начала, исполненного в духе популярных представлений о жизни и литературе, продолжения не будет.

Как вспоминал потом писатель, "чем больше я перечитывал тогда рассказ, тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу.

Как раз в это время я увлёкся селекционным отбором проса". Троепольский трудился на Острогожском сортоиспытательном участке: за короткое время вывел восемь сортов проса и опубликовал ряд статей, а затем и две книги по проблемам селекции.

Истинное литературное начало произойдет много позднее. Осенью пятьдесят второго года в журнале “Новый мир” из редакционной почты извлекут рассказ про Никишку Болтушка и запросят у автора продолжение. И в Острогожск придет первое письмо Александра Твардовского. Оно подтвердит: “это написано хорошо”.

(Из вступительной статьи Игоря Дедкова “Во имя жизни” к трехтомнику сочинений лауреата Государственной премии СССР Гавриила Троепольского).

«Вспашка зяби закончена.
Кому как, а мне эти три слова нравятся до невозможности. Значит, сделано все: убрано, обмолочено, сложена солома, все взлущено и вспахано - все, все!»
Редкий писатель так произнесет эти простые слова крестьянского обихода. Да и писателя они разве, не колхозного председателя какого-нибудь, не агронома ли?
Писателя и агронома.
«Мне много приходится разъезжать по колхозам» — так начинались «Записки агронома», напечатанные в журнале «Новый мир» в 1953 году. Вскоре придет черед «запискам» хозяина Бима, а «тетради охотника» образовали повесть «В камышах»(1963).
«Жить жизнью народа  - его горестями и радостями  - это самая большая правда для литератора», — сказал как-то Троепольский. Это не пустые слова, не декламация. Писателю не приходилось заниматься «изучением жизни». Он имел право пошутить над коллегами: «Не представляю, как изучать восход солнца, если десять лет подряд писатель вставал позже восхода?»

"Записки агронома" Троепольского были опубликованы в 1953 году в №3 журнала "Новый мир" что принесло автору всесоюзную известность. Хотя Воронежский обком партии признал записки очернительскими и злопыхательскими. Неодобрительно поначалу о сатирических рассказах Троепольского отозвался Валентин Овечкин. А.Т. Твардовский поддержал произведение не юного годами, но смелого автора, и с тех пор в течение многих лет лучшие свои работы Троепольский печатал в "Новом мире"; до самой смерти Твардовского соединяла с Троепольским настоящая дружба, окрепшая с годами. И стоит напомнить, что своего "Бима" Троепольский посвятил памяти Александра Трифоновича.

В разные годы в "Новом мире" печатались такие произведения Троепольского: "Один день. Из записок агронома"(1954); "У крутого яра"(1954), "Митрич"(1955), "Кандидат наук"(1958), "В камышах. Из тетради охотника"(1963), очерк "О реках, почвах и прочем"(1965)
«Записки агронома» принесли автору всесоюзную известность. На их основе был написан киносценаpий «Земля и люди», по котоpому режиссёром С. Ростоцким был снят одноимённый фильм, вышедший в свет в 1956 г. 
 

Со второй половины 1950-х Троепольский работал над романом "Чернозём", в котором рельефно воссоздана жизнь центрально-чернозёмной деревни с 1921 по 1930 год. Троепольский сумел внести немало нового в осмысление эпохи коллективизации. В центре повествования - семья Земляковых. Не закрывая глаза на ошибки, "перегибы" в процессе коллективизации, Троепольский рисовал общую драматическую картину крестьянской жизни. Роман завершался картиной первого колхозного сева: "Чернозём то поднимался в мареве, то вновь опускался, дрожал в весеннем беспокойстве. Чернозём дышал! Но это было только начало, от которого вздрогнул весь мир и заговорил то тревожно и зло, то с радостью и восхищением. Одни называли это началом гибели, другие - началом новой жизни на земле".

  В пpоизведениях Г. Н. Тpоепольского, зачастую постpоенных на документальной основе и лично пеpежитом опыте, оpганично соединяются очеpковость и лиpизм, здpавый смысл и гpажданский пафос. 
  Широкий отклик общественности вызвали публицистические очерки «О реках, почвах и прочем», с трудом продвинутые А. Твардовским в печать (Новый мир, 1965, № 1). Гавриил Николаевич исколесил на своём стареньком «москвиче» все области Центрального Черноземья, собрал огромный материал в защиту окружающей природы. 
На всю страну прозвучало публицистическое слово Троепольского: "О реках, почвах и прочем", "Сколько воды человеку нужно?" и "Об осушении и "осушении"". Эти "экологические" статьи прозаика вызвали большой общественный резонанс и заметно осложнили жизнь самому Троепольскому, посмевшему объявить войну чиновникам и губителям природы. Очерки и путевые заметки Троепольского конца 1950-х - начала 1960-х, в которых обсуждались различные проблемы сельского хозяйства и которые являлись своего рода "спутниками" его цикла рассказов "Из записок агронома". "Думы о земле" (1956), "В глубинном районе" (1958), "Совесть хлебопашца" (1959), "Дорога идёт в гору" (1961), "Этого требует жизнь" (1963), также привлекли к себе внимание читателей. Широкой известностью пользовался документальный очерк Троепольский "Легендарная быль" (1957), в котором речь шла о событиях Гражданской войны: в нём писатель пропел славу храбрым - погибшим и живым. Неоднократно в 1960-е Троепольский выступал в роли фельетониста: "Розовая совесть", "Тернистая дорога, или Краткий обзор путей возникновения таланта" (1963), "Липа на тихой сосне" (1964).     Во второй половине 1950-х гг. Троепольский получил признание как один из лучших представителей очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы. 
        В конце 1950-х - начале 1960-х Троепольский обращается к жанру повести. В 1958 году он опубликовал повесть "Кандидат наук (Повесть, отчасти сатирическая)", в которой обличаются невежды и приспособленцы в сельскохозяйственной науке. Троепольский широко использовал приёмы злого пародирования и сатирические краски. Вопросы сатиры всегда волновали Троепольского, суждения которого на сей счёт имеют не только практическое, но и теоретическое значение. К повести "Кандидат наук" примыкает "рассказ старого агронома" "Странный сон, или Экзамен на здравый смысл" (1960), где Троепольский ориентируется на традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина (гротеск, фантастика и т.п.), развивает основные мотивы "Кандидата наук". Автору "Странного сна..." хочется, чтобы в жизни всегда торжествовали здравый смысл и справедливость. Повесть Троепольского "В камышах" (1963), имеющая подзаголовок "Из тетрадей охотника", решена в ином ключе: в ней доминирует лирическое начало и воспевается красота родной природы.  
    На 66-м году жизни Г. Н.Троепольский опубликовал произведение, принёсшее ему мировую славу, – повесть «Белый Бим Чёрное ухо» (1971)
Первое чтение прошло в редакции Острогожской "Новой жизни" на занятии литературной группы "Острогожские родники". "Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми". Так написал Гавриил Николаевич Троепольский.
Писатель был удостоен Государственной премии за повесть, в 1976 Станислав Ростоцкий снял фильм, который, в свою очередь, был удостоен Ленинской премии.
Повесть "Белый Бим Черное Ухо" переведна на многие языки мира. Книга Троепольского входит в обязательную программу американских колледжей.

Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму(авторы памятника Эльза Пак и Иван Дикунов, лауреаты Государственной премии России).
памятник Биму

А так выглядел прототип Бима
бим

О создании «Белого Бима Чёрного уха» писатель рассказывал публицисту Анатолию Свиридову: «Первым читателем повести «Белый Бим Чёрное ухо» был Александр Трифонович Твардовский, которому ещё при его жизни и с его согласия она была посвящена. И она была бы напечатана в его журнале, но в 1970 г. его освободили от должности главного редактора. И я тогда отдал печатать повесть в журнале «Наш современник».

Честно говоря, я не ожидал такого оглушительного успеха. Его поняли и приняли миллионы людей. «Бим» написан совсем в другом тоне и иной манере, чем все мои предыдущие книги. Каждый замысел приходит не вдруг, иногда это результат целой жизни, результат раздумий... Хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Эта повесть потребовала шести лет работы.

Сначала я задумал «Идеального человека» – героя абсолютно искреннего и чистого. Он должен был пройти по жизни, встретиться с разными типами и персонажами. Но из этого ничего не выходило, получалось надуманная фигура, какой-то ангел во плоти. Потом явилась мысль – завязать сюжет вокруг истории Бима. И повесть выстроилась».

Повесть переведена на десятки языков мира. В 1975 г. она была удостоена Государственной премии СССР, итальянских премий: Монца, присуждаемой лучшим книгам для слепых детей, и Бонкареллино, награждена дипломом и золотой медалью флорентийского Фонда Леонардо да Винчи.

Радиофонд России располагает документальной записью выступления писателя о работе над повестью. В 1971 г. на радио был поставлен радиоспектакль «Белый Бим Чёрное ухо» с участием артистов А. Попова, В. Хохрякова, З. Бокаревой, Л. Соколовой, И. Потоцкой. Есть запись радиопрограммы «Мастера советской прозы. Гавриил Троепольский», где звучат выступления писателя В. Попова, литературоведа, критика В. Лакшина.

В 1976–1987 гг. Г. Н. Троепольский входил в редколлегию журнала «Наш современник», был членом правления Союза писателей СССР с 1967 г. и Союза писателей РСФСР с 1975 г. Перу Троепольского принадлежат пьеса в 3 действиях "Постояльцы" (1971), которая построена на деревенском материале (о сельских тружениках, противостоящих бюрократам), и немногочисленные стихотворные опыты. Троепольский - автор ряда критических статей; его выступления отличались глубиной литературоведческой мысли. Но эта часть наследия писателя не собрана, не обнародованы и письма Троепольского .

В издательстве «Современник» издано собрание сочинений Г. Н. Троепольского в 4-х томах (Москва, 1987), однако 4-й том так и не вышел, куда планировалось включить критические работы, публицистические статьи, очерки, фельетоны писателя.

Гавриил Николаевич Троепольский умер 30 июня 1995 г. в Воронеже. Похоронен на Аллее Славы мемориального Коминтерновского кладбища.

В честь Троепольского названы улицы в Острогожске и в Воронеже (1995 г., жилой массив Подгоpное Коминтеpновского pайона).

Мемориальные доски Г. Н. Троепольскому установлены на домах, где он жил: в Острогожске(ул.Ленина,д.11) и в Воронеже( Рапоряжением администрации г. Воронежа на доме по ул. Чайковского № 8, где жил Г. Н. Троепольский, установили мемориальную доску (19 мая 1998 г.) из розового карельского гранита работы скульптора А. И. Кожевникова), здании бывшей начальной школы села Махровка Борисоглебского городского округа(здесь он учительствовал), на здании Дворца культуры в селе Хомутовка Грибановского района( там прошла юность Гавриила Троепольского).

Информационный стенд, посвященный жизни и творчеству писателя и агронома-селекционера Гавриила Троепольского, установили в селе Гнилое Острогожского района(Гавриил Троепольский c 1937 по 1954 год работал заведующим государственным Гниловским сортоучастком).

Колоритная фигура Троепольского была привлекательной и для художников. В 1976 г. портрет писателя создал художник Б. А. Катков. Известный мастер гравюры Масабих Ахунов подарил его портрет в воронежское отделение Союза писателей России, художник Иван Лопатин нарисовал портрет знаменитого писателя для галереи почётных граждан Воронежа, воронежский художник Виктор Митин написал портрет писателя маслом.

"Жизнь идет, — говорил писатель, — жизнь идет, потому что есть труд и есть надежда. Жизнь идет и потому, что есть книги, питающие надежду".

Обещанием читателям, порукой, зароком, обращением к собратьям по перу звучат слова Г. Троепольского: «только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово».
Книги писателя переведены на 52 языка. В 1994 году его произведения изданы в США в серии "Классики".

На канале Лидер Воронеж в разделе страницы истории Воронежа - прекрасный видео-материал-https://youtu.be/JlPIIcO64mQ, посвященный Гавриилу Николаевичу Троепольскому. В нем представлены документальные кадры с выступлением писателя перед читателями, кадры прогулки писателя с любимым сеттером -прототипом Бима.
Огромное спасибо автору документального фильма Александру Никонову.
фильм А.Никонова

Фильм Александра Никонова доступен для скачивания в Интернете.
Писатель Г.Н. Троепольский: http://yadi.sk/d/6Y-eKsx2QqMZM

Награды и премии

  • Государственная премия СССР (1975) — за повесть «Белый Бим чёрное ухо» (1971)
  • орден Трудового Красного Знамени
  • литературная премия «Банкареллино» (Италия, 1981)
  • золотая медаль «Фонда Леонардо да Винчи» (Флоренция)
  • Заслуженный работник культуры РСФСР (28 ноября 1985 года) — за заслуги в области советской культуры и многолетнюю плодотворную работу.
  • Почётный гражданин Воронежа (1993)


Родители писателя.

У Гавриила Николаевича мать - Елена Гавриловна. Выходит, его самого назвали в честь деда(имя означало Гавриил - муж Божий, или крепость).

Отец Троепольский Николай Семенович, 1878 года рождения, происходит из духовных… с.Сасово бывшей Рязанской губернии, проживал в с.Александровке Архангельского района, русский, подданный СССР, женат, окончил Духовную семинарию, б/партийный, "судим в 1930 году за невыполнение хлебозаготовки, осужден к штрафу 1000 рублей, по социальному положению священник-благочинный 3 и 4 округов, лишен избирательных прав, в 1929/30 г. ЕСХН платил 275 рублей, на учете в/о не состоит(из материалов дела о якобы контрреволюционной деятельности )...
являясь благочинным 3 и 4 округов, будучи монархически убежденным, рассчитывая на интервенцию и гибель Советской власти, давал установки священнику Орфееву через беседы с православными поддерживать монархический строй.
Как руководитель округов своей задачей преследовал цель борьбу с Соввластью, для чего опираясь на священников своих округов… поощрял существование духовно-монархических кружков, ведущих к.-р. работу через старцев, сподвижников и т.д., направляя к.-р. деятельность против Соввласти…"

"При объезде округов, зная, что священник Кривошеин ведет кружковую деятельность со странниками, занимается предсказаниями, посвящением в монашки, не запрещал этого, а предупреждал быть осторожным.
К работе церкви против Соввласти вовлекал несовершеннолетнюю молодежь... В результате чего по 3 и 4 округам существовало ряд пещер-келий и церковно-монархические кружки, там вели свою работу против проводимых мероприятий Соввласти.
Виновным себя признал частично в ликвидации обновленчества, в снабжении молодежи церковными учебниками и в благословении их на должность псаломщиками…»


2 июля 1931 года
слушали: постановили:
Дело №13502 по обвинению Троепольского

Троепольского Николая Семеновича

Орфеева
И др. в числе 9-ти человек

Кривошеина
По ст.58/10 ч.2 и 58/11 ст. УК

Разумова
Савина
Зайченкова
Струкова
Ляшенкова
Маликова
РАССТРЕЛЯТЬ"

Из материалов допроса: «С октября 1903 по июнь 1930 священник села Новоспасское Русановского района…»
«С августа 1930 года до ареста священник села Александровка Архангельского района».
«В обслуживаемый мной с августа 1929 года 3-й округ входят следующие села с церковными приходами:
в Русановском районе: 2-я Козловка, Русановка, Сукмановка, Терновка, Дубовицкое, Барановка, Братки, Ивановка.
Жердевский район: Чибировка, Чикаревка, Туголуково, Петровское.
Алешковский район: Семеновка, Никольское, Григорьевка, Алексеевка, Алешки, 3-я Александровка.
В мой 4-й округ входят села Токаревского района: Андреевка, Павловка, Калиновка, Кулешовка, Сергеевка.
Жердевкого района: Артемовка, Пичаево, Липовка, Питим, Николаевка.
Русановского района: 1-я Козловка, Троицкое, Новоспасское, Хомутовка, Кисельная…
Архангельского района: Александровка, Ростоши, Копыл…»

otez

Слово об о.Николае З.Г.Свириной из Новоспасовки, сказанное ею в беседе
с сыном о.Николая, писателем Гавриилом Николаевичем Троепольским и записанное им:
"... Гаврюш, хоть я твои книжки по несколько раз перечитывала, а иные слова наизусть знаю, но я тебе скажу — со своим отцом ты ни в какое сравнение не идешь... Как же он всех людей любил! Как мы его тут все любили! Он же почти всех ребятишек и на пианино научил играть, и на скрипке, и на гармошке... И на звезды с луной через какую-то трубу глядели, и спектакли всякие ставили, и сады разводить учились... Как же с ним было радостно и молиться, и трудиться, и учиться...
Мы же его, ты ведь знаешь, под расстрел не отдали — все село на защиту отца Николая встало...".
.Свято исполнял главнейшую заповедь: "Не повторяй имя Господа всуе"


Михаил Федоров

Евангельские истины Гавриила Троепольского(http://культура-воронежа.рф)

17 ноября 2020 года(К 115-летию со дня рождения Троепольского)

29 ноября 2020 года мы отметили 115 лет со дня рождения писателя, нашего земляка, всю жизнь прожившего в Черноземье, Гавриила Николаевича Троепольского....

Думаю, многое прояснится, если заглянуть в историю его семьи. Кем был его отец Николай Семенович Троепольский.... Николай Семенович Троепольский родился в городке на реке Цне недалеко от впадения ее в Оку с названием Сасово в семье дьякона 19 декабря 1878 года. Из Сасово он поехал учиться в город Тамбов в верховьях Цны. Окончил духовное училище. Послужил в храмах Тамбова, женился на Шелудковской Елене Гавриловне, его рукоположили и направили на юг тогдашней Тамбовской губернии в село Новоспасовка приходским священником.

В 1904 году в семье 25-летнего батюшки родилась дочь Зоя, ставшая впоследствии женой генерала, а в 1905 году 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому на свет появился сынишка, которого нарекли Гавриилом. Может, 26-летний батюшка, вкладывал в имя библейский смысл, как «помощника Бога».

1905 год и последующие запомнились своими волнениями крестьян, которые жгли усадьбы дворян, а казаки пороли смутьянов в наказание. В эти годы священник Троепольский с прихожанами несет свое послушание в Новоспасовке. Здесь открыли приходскую школу, жена батюшки учит детей музыке. В школе учатся сынишка с сестренкой. Батюшка с прихожанами в 1914 году, когда рекрутов отправляют на фронт. Вместе с ними, когда отзвуки Первой мировой откликаются в каждом селе; вместе, когда пришли к власти большевики и навязывают свои идеалы; когда заполыхала гражданская война… Другой бы священник бросил приход и подался куда подальше, а отец Николай, не взирая ни на какие невзгоды, служит в церкви в Новоспасовке.

Ему приходится не только исповедовать, крестить, венчать, соборовать, отпевать, но и оберегать новоспасовцев от волн бушующей вокруг жизни. В то время люди, кому надоели и белые и красные, которые все норовят только обобрать население, организуют полки самообороны, и в эти дня отец Николай не оставляет новоспасовцев. Словно подчеркивая название села, как спасение…

Дети у отца Николая растут, Зоя и Гавриил учатся в Новогольской школе, что в селе на тягучей реке Савале. У них в 1912 году появляется сестренка Валя. Гавриил учится в Новохоперске, в Алешках.

А жизнь бьет ключом. Появляются обновленцы. Отец Николай стоит на тихоновских позициях и возвращает качнувшиеся к обновленцам приходы в старое тихоновское русло. Он уже благочинный. Хлопот невпроворот. Видя, какой благочестивый батюшка, ему поручают еще один округ. Близится 30 год, людей начинают силой загонять в колхозы. А в это время Гавриил учительствует в селе Махровка Борисоглебского уезда…

И теперь нужно обратиться к уголовному делу, в жернова которого попадает отец Николай. Его заводит ОГПУ в Борисоглебске, когда к ним попадает Зайченков Сергей Яковлевич, который про себя сообщил чекистам: «… ввиду бедности и моей недоразвитости мать меня послала собирать милостыню и таким образом добывать себе кусок хлеба…» Он странствовал, ходил по приходам, и рассказал чекистам, что батюшки говорили: «иди и спасай народ и благословляй, чтобы шли против коммунистов, отгоняй православных от колхозов».

В Борисоглебске завели дело церковно-монархической организации. Вот, что написал чекист в постановлении о возбуждении уголовного дела: «1931 года, января 14 дня уполномоченный Борисоглебского оперсектора ОГПУ Степанов, рассмотрев материал гражданина Зайченкова… который в Алешковском, Жердевском, Токаревском, Русановском районах… с черничками и юродивыми… под руководством священников… под видом сбора продуктов и отрытия пещер (в некоторых селах храмы закрыли – от авт.) устраивал читку Евангелия, вел к.-р. работу, доказывал, что колхоз – антихристово дело, вступать туда не надо, надо держаться за религию, что в 1931 году советской власти не будет… совершили преступление ст.ст.58-10 ч.2 58-11…»

Сразу хватают священников, верующих, черничек, монашествующих. Борисоглебский Домзак забили арестованными. Выписан ордер на арест благочинного Троепольского и на обыск у него. Благочинного забирают прямо из церкви. При обыске изымают религиозные книги. Журналы «Путь», «Красная новь».

Николая Троепольского допрашивают 25 января 1931 года. Он: «… С 1903 по 1930 год священник села Новоспасское Русановского района… Судим в 1930 году за невыполнение колхозного заказа к штрафу 1000 рублей…». Это уже против колхозов!

Один из арестованных священников Орфеев поведал чекистам: «Благочинный Троепольский в своем благочинии объединял до 20 приходов. С уходом благочинного 3-го округа Михайлова количество приходов Троепольского значительно увеличилось. Знаю, что Троепольский обслуживал приходы, бывал у каждого священника раза два, а то и сами священники ехали к нему по необходимости…»

Огромный груз взвалил на свои плечи Николай Троепольский. О нем высоко отзывались в кругах верующих. Священник Михайлов о нем говорил чекистам: «с 26 по 29 год я благочинный 3-го округа, который от меня принял священник Троепольский… Был допущен занять место архиепископом Василием Козловским, с которым Троепольский в хороших отношениях. Он человек образованный, выше стоит в сравнении с епископами Кириллом и Иннокентием…»

А многие батюшки сдавали своего благочинного. Священник Орфеев, надеясь на свое спасение, выкладывал чекистам: «Я и духовенство тихоновского толка во главе с благочинным Николаем Троепольским ведем систематическую работу через кружки…» Он же: «Троепольский состоял в Союзе русского народа». Выходило, что благочинный – монархист. Следствие тянулось несколько месяцев. Допросили сотни свидетелей, собирая компромат на отцов церкви. Троепольский держался крепко и отвечал чекистам:

«В 1922-1924 годах весь мой благочинный округ примыкал к обновленческому, а потом по требованию верующих отдельные приходы стали переходить в тихоновскую ориентацию… Я не мог мириться с установкой обновленчества в церковных вопросах, находил их учение нарушающим чистоту православной веры, поэтому от обновленчества я отмежевался и снова перешел в тихоновскую ориентацию… Для этого при объезде моего округа отбиралась у священников подписка, что они вместе с приходами переходят из обновленчества в тихоновщину… Ликвидация обновленчества в моем округе произошла не по моей инициативе, а вследствие желания самих верующих… Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю. Утверждаю, что о существовании в моих округах религиозных кружков, проводивших антисоветскую работу, я от священников Орфеева, Вихрова, Разумова и других не слышал, и по этому поводу бесед с ними не было».

Троепольский защищался, ни словом не подвергая опасности священников. А батюшки подчас представляли жалкое зрелище. Один хлебопашец на допросе: «За выпивкой вина я спросил его (священника Михайлова – от авт.), куда он ездит, и он сказал, что в ГПУ передает сведения, и тут же предложил поехать с ним… Там меня проинструктируют. Я испугался и высказал сомнение, что у меня не получится. Он успокоил: если что не будет получаться, поможет… Я отвечал, что безграмотный… Не смогу…»

В ходе следствия появились свидетельства об эффективности работы чекистов: «После изъятия из нашей деревни священников у нас впервые организовался колхоз… количеством 150 человек…» – говорит сельчанин.

В мае 1931 года расследование подошло к концу. С ним согласился нач. ОПП Яков Лутков. Запомните эту фамилию. Мы к ней вернемся.

3 июня 1931 года «Обвинительное заключение …по делу …церковно-монархической организации… руководитель Троепольский…» утверждено. 2 июля 1931 года Тройка при ПП ОГПУ по ЦЧО по внесудебному рассмотрению дела… постановила: «Троепольского, Орфеева (который закладывал благочинного).. Зайченкова (юродивого, с которого и пошло дело)… расстрелять». Всего девять человек. Как известно, приговоры приводили в исполнение в день вынесения их тройкой.

А в это время сын отца Николая двадцатишести летний Гавриил учительствует в селе Махровка. И ему, сыну священника (тогда говорили «попа»), врага народа, в один момент обрываются пути дороги, он вылетает с учительской стези, ему закрыты двери в любой вуз. Ему остается одно, ниже чего не упадешь, труд на земле. И он уходит в агрономию…

В семье обсуждают: отказаться ли от отца, врага народа. Сестра Гавриила Зоя, в это время жена военлета, отказывается, иначе ее мужа снимут с авиации. Сестра Валентина и Гавриил от отца не отказались…

Как жить дальше? Гавриил Николаевич с семьей переезжает в Острогожск, где про судьбу его родителя мало кто знает. И трудится с непомерной болью на сердце, которую нужно пережить. Понимая всю несправедливость, рискуя самому заболеть этой страшной болезнью, стать на тропу мести. Он переживает утрату, становясь продолжателем дела отца, пишет рассказы, повести, роман, проповедуя евангельские истины, поднимаясь на почти недостижимый уровень прощения, искупления и добра. Казалось, парадоксально: Яков Лутков приложил руку к тому, что Гавриил лишился отца, а сын чекиста поэт Геннадий Лутков близкий человек и частый гость дома у Троепольского. Вот каково сердце Гавриила Николаевича, способное простить невозможное.

Гавриил Троепольский дожидается того времени, когда в 1988 году пойдет к прокурору Воронежской области и попросит реабилитировать отца, и … его реабилитируют.


При подготовке страницы использованы материалы сайтов www.ruscenter.ru,www.ostrogozhsk.ru,https://proza.ru/2020/04/25/641 ,http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/troepolski_gn.php(ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ) книги Михаила Федорова «Человек Чернозёма» ( документальный роман о жизни Гавриила Николаевича Троепольского, написанный на основе воспоминаний друзей и знакомых писателя, родственников, архивных материалов и публикаций о нем. )


Литература


• Скобелев В. Гавриил Троепольский / В. Скобелев. – Москва : Советская Россия, 1969. – 116 с. – (Писатели Советской России).
• Белый Бим Чёрное Ухо [Видеозапись] : экранизация одноимённого романа Гавриила Николаевича Троепольского : в 2 сериях / Мосфильм ; авт. сценария и реж. С. Ростоцкий ; опер. В. Шумский ; комп. А. Петров ; в ролях В. Тихонов, В. Владимирова, М. Дадыко, И. Рыжов, А. Баранцев, М. Зимин, Р. Мануковская, Л. Соколова, А. Чернов [и др.]. – Москва : Крупный план, 2000. – 1 вк. : цв., зв., (173 мин.). – Фильм вышел на экраны в 1977 г.
• Свиридов А. «Правдой надо жить, как растение Солнцем» // Воронежские летописцы. – Воронеж, 2006. – С. 227–237.
• Попов В. Гавриил Николаевич Троепольский (1905–1995) // Воронежцы : Знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. – Воронеж : Кварта, 2007. – С. 156–158.
• Грибанов М. Штрихи к портретам : Заметки о воронежских писателях и деятелях искусства // Подъём. – 2008. – № 1. – С. 167–201. – Из содерж.: Гавриил Троепольский. – С. 167–169.
• Воронежская историко-культурная энциклопедия / под ред. О. Г. Ласунского. – Воронеж, 2009. – С. 428.
• Елецких В. От великого до смешного: Гавриил Троепольский / В. Елецких. – Воронеж : Альбом, 2010. – 56 с.
• Троепольский Г. Н. «И боль твоя – моя боль...» : [письма Г. Н. Троепольского А. Т. Твардовскому] // Подъём. – 2011. – № 2. – С. 206–213.
• Новичихин Е. «Милость Божья, которая называется душой» : малоизвестные страницы из жизни Г. Н. Троепольского // Подъём. – 2012. – № 2. – С. 192–198.
• Фёдоров М. Человек Чернозёма / М. Фёдоров. – Воронеж : Воронежская областная типография-издательство им. Е. А. Болховитинова, 2012. – 989 с.Воспоминания: Рассказ Погрешаева ; Рассказ Шитикова ; Рассказ Никифорова ; Рассказ Кузнецовой ; Рассказ Борисовой ; Рассказ Гончарова ; Рассказ Дибцева. Повести: Отец писателя ; Дело №…; Православный адвокат. Рассказы: Меняется время (День ангела Патриарха) ; Казачьи хождения по мукам ; Благодать Божья ; Семейные дрязги ; Тамбовский «лось»; Несостоявшийся миллионер ; Письмо сестре ; Годовщина.
• Кудесник «Белого Бима»: воспоминания о Г. Н. Троепольском / ред.-сост. Е. Г. Новичихин. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013. – 215 с. : фото, портр. – (Неизвестные известные воронежцы).
• Никитин В. Н. Необходимые истины // «Подъём». — № 11. — 2005.
• Новичихин Е. Г. Малоизвестные страницы из жизни Троепольского // Новичихин Е. Г. Былого лики и черты: Воспоминания. Очерки и путевые заметки. Публицистика. — Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012. — С. 9-17. — ISBN 978-5-91338-063-0.
• Федоров М. Троепольские : от отца к сыну. — Воронеж : Воронежская областная типография — издательство им Е. А. Болховитинова, 2014. — 627 с.
• Федоров М. С миру по рублику [Как собирали деньги на памятную доску Троепольскому]. // Литературная газета. — Москва, 2016. — 6-12 апреля (№ 14). — С. 20. • Федоров М. Гавриил Троепольский : роман, рассказы, воспоминания, путешествия, фотоальбом. — Воронеж : Воронежская областная типография — Издательство им. Е. А. Болховитинова, 2016. — 918 с. — (Замечательные люди Воронежского края). — Содерж.: Роман: Гавриил Троепольский. Источники. Приложения: Конкурс рисунка ; Встреча с художником большой жизненной правды ; 85-летие Троепольского ; Слово главного редактора журнала «Наш современник» С. В. Викулова ; Слово кинорежиссёра С. И. Ростоцкого ; Вячеслав Тихонов ; Священник Разумов ; Письмо Тютиной ; Светлана Ратмирова ; Памятная доска Троепольскому в Воронеже ; Памятники Биму и Троепольскому ; Новоспасовка ; Русаново ; По памятным местам Троепольских ; Алешки ; Махровка ; Памятная доска Троепольскому всем миром ; Мишка — стерлядник ; Рассказ Аббасова ; Рассказ Тарасова . Фотоальбом : Фотографии Гавриила Троепольского ; Фотографии Кубанева и Гамова ; Фотографии родни Троепольского.

^ вернуться к началу статьи ^


вернуться к предыдущей странице