Лауреат Госпремии СССР, обладатель ордена Трудового Красного Знамени и золотой медали фонда «Леонардо да Винчи», заслуженный работник культуры РСФСР, почетный гражданин Воронежа и Острогожска. Как автор всемирно известного произведения «Белый Бим Черное ухо» вошел во всемирную литературу.
Исторически до 1779 г. Борисоглебский уезд входил в состав Воронежской губернии, а затем, до 1928 г. – Тамбовской губернии. Борисоглебский район был сформирован в 1928 г. в составе Центрально-Чернозёмной области. При разделении ЦЧО в 1934 г. район вошёл в Воронежскую область.
"Начинающим" писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. В литературу Троепольский принёс свою тему: "...боль за землю, за судьбу её сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши..." (В.Топорков, "Рыцарь русского поля").
Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Г. Троепольский переехал в Воронеж.
дом на ул.Чайковского,в котором жил Троепольский в Воронеже
мемориальная доска на доме по ул.Чайковского
В 1934г. опубликован Энциклопедический словарь Центрально-Чернозёмной области, где представлены карты и полный перечень всех округов( гл. ред. В.Н. Алексеев. - Воронеж: Коммуна, 1934 - .Т.1 : Абакумовка-Ессаулово. - 8000 экз.)
В составлении I тома Э принимали участие 180 авторов . В редактировании разделов принимали участие И.В. Мичурин, Б.М. Козо-Полянский, А.А. Дубянский, Г.Н. Троепольский, К.К. Сент-Илер. Основные задачи словаря тогда определил Обком ВКП(б) ЦЧО: "центральное место в Энциклопедическом словаре должно быть отведено отделам сельского хозяйства, промышленности, развитию естественно-производительных сил ЦЧО, культурного строительства. Материалы словаря должны быть изложены строго научно, но в популярной форме, чтобы словарём могли пользоваться рабочие и колхозники". Работа по полному изданию "Энциклопедического словаря ЦЧО" осталась незавершенной. Из 17 членов редакционного совета репрессированы 13 человек.
Разделение Центрально-Чернозёмной области на Воронежскую и Курскую поставило под вопрос издание 2 тома «Энциклопедического словаря ЦЧО». В начале июля новым властям регионов удалось договориться издание продолжить под названием «Энциклопедический словарь Воронежской и Курской областей». Определён объём второго тома – 40 печатных листов (вдвое больше первого). В числе редакторов статей сельскохозяйственной тематики – 29-летний агроном Алешковского опорного пункта Воронежской областной опытной станции Гавриил Троепольский.
Подспудно литература влекла Г. Троепольского с юношества. Еще в школе он пытался вместить в слова открывшуюся ему красоту родной земли, картины деревенского быта, и десятилетия спустя в роман “Чернозем” вошли и строки шестнадцатилетнего юноши, написанные в 1921 году.
Как вспоминал потом писатель, "чем больше я перечитывал тогда рассказ, тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу.
Как раз в это время я увлёкся селекционным отбором проса". Троепольский трудился на Острогожском сортоиспытательном участке: за короткое время вывел восемь сортов проса и опубликовал ряд статей, а затем и две книги по проблемам селекции.
(Из вступительной статьи Игоря Дедкова “Во имя жизни” к трехтомнику сочинений лауреата Государственной премии СССР Гавриила Троепольского).
"Записки агронома" Троепольского были опубликованы в 1953
году в №3 журнала "Новый мир" что принесло автору всесоюзную
известность. Хотя Воронежский обком партии признал записки очернительскими
и злопыхательскими. Неодобрительно поначалу о сатирических рассказах
Троепольского отозвался Валентин Овечкин. А.Т. Твардовский поддержал
произведение не юного годами, но смелого автора, и с тех пор в течение
многих лет лучшие свои работы Троепольский печатал в "Новом мире"; до
самой смерти Твардовского соединяла с Троепольским настоящая дружба,
окрепшая с годами. И стоит напомнить, что своего "Бима" Троепольский
посвятил памяти Александра Трифоновича.
Со второй половины 1950-х Троепольский работал над романом "Чернозём", в котором рельефно воссоздана жизнь центрально-чернозёмной деревни с 1921 по 1930 год. Троепольский сумел внести немало нового в осмысление эпохи коллективизации. В центре повествования - семья Земляковых. Не закрывая глаза на ошибки, "перегибы" в процессе коллективизации, Троепольский рисовал общую драматическую картину крестьянской жизни. Роман завершался картиной первого колхозного сева: "Чернозём то поднимался в мареве, то вновь опускался, дрожал в весеннем беспокойстве. Чернозём дышал! Но это было только начало, от которого вздрогнул весь мир и заговорил то тревожно и зло, то с радостью и восхищением. Одни называли это началом гибели, другие - началом новой жизни на земле".
В пpоизведениях Г. Н. Тpоепольского, зачастую постpоенных на документальной основе и лично пеpежитом опыте, оpганично соединяются очеpковость и лиpизм, здpавый смысл и гpажданский пафос.
Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра
кукол, установлен памятник Биму(авторы памятника Эльза Пак и Иван Дикунов,
лауреаты Государственной премии России).
А так выглядел прототип Бима
О создании «Белого Бима Чёрного уха» писатель рассказывал публицисту Анатолию Свиридову: «Первым читателем повести «Белый Бим Чёрное ухо» был Александр Трифонович Твардовский, которому ещё при его жизни и с его согласия она была посвящена. И она была бы напечатана в его журнале, но в 1970 г. его освободили от должности главного редактора. И я тогда отдал печатать повесть в журнале «Наш современник».
Честно говоря, я не ожидал такого оглушительного успеха. Его поняли и приняли миллионы людей. «Бим» написан совсем в другом тоне и иной манере, чем все мои предыдущие книги. Каждый замысел приходит не вдруг, иногда это результат целой жизни, результат раздумий... Хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Эта повесть потребовала шести лет работы.
Сначала я задумал «Идеального человека» – героя абсолютно искреннего и чистого. Он должен был пройти по жизни, встретиться с разными типами и персонажами. Но из этого ничего не выходило, получалось надуманная фигура, какой-то ангел во плоти. Потом явилась мысль – завязать сюжет вокруг истории Бима. И повесть выстроилась».
Повесть переведена на десятки языков мира. В 1975 г. она была удостоена Государственной премии СССР, итальянских премий: Монца, присуждаемой лучшим книгам для слепых детей, и Бонкареллино, награждена дипломом и золотой медалью флорентийского Фонда Леонардо да Винчи.
Радиофонд России располагает документальной записью выступления писателя о работе над повестью. В 1971 г. на радио был поставлен радиоспектакль «Белый Бим Чёрное ухо» с участием артистов А. Попова, В. Хохрякова, З. Бокаревой, Л. Соколовой, И. Потоцкой. Есть запись радиопрограммы «Мастера советской прозы. Гавриил Троепольский», где звучат выступления писателя В. Попова, литературоведа, критика В. Лакшина.
В 1976–1987 гг. Г. Н. Троепольский входил в редколлегию журнала «Наш современник», был членом правления Союза писателей СССР с 1967 г. и Союза писателей РСФСР с 1975 г. Перу Троепольского принадлежат пьеса в 3 действиях "Постояльцы" (1971), которая построена на деревенском материале (о сельских тружениках, противостоящих бюрократам), и немногочисленные стихотворные опыты. Троепольский - автор ряда критических статей; его выступления отличались глубиной литературоведческой мысли. Но эта часть наследия писателя не собрана, не обнародованы и письма Троепольского .
В издательстве «Современник» издано собрание сочинений Г. Н. Троепольского в 4-х томах (Москва, 1987), однако 4-й том так и не вышел, куда планировалось включить критические работы, публицистические статьи, очерки, фельетоны писателя.
Гавриил Николаевич Троепольский умер 30 июня 1995 г. в Воронеже. Похоронен на Аллее Славы мемориального Коминтерновского кладбища.
В честь Троепольского названы улицы в Острогожске и в Воронеже (1995 г., жилой массив Подгоpное Коминтеpновского pайона).
Мемориальные доски Г. Н. Троепольскому установлены на домах, где он жил: в Острогожске(ул.Ленина,д.11) и в Воронеже( Рапоряжением администрации г. Воронежа на доме по ул. Чайковского № 8, где жил Г. Н. Троепольский, установили мемориальную доску (19 мая 1998 г.) из розового карельского гранита работы скульптора А. И. Кожевникова), здании бывшей начальной школы села Махровка Борисоглебского городского округа(здесь он учительствовал), на здании Дворца культуры в селе Хомутовка Грибановского района( там прошла юность Гавриила Троепольского).
Информационный стенд, посвященный жизни и творчеству писателя и агронома-селекционера Гавриила Троепольского, установили в селе Гнилое Острогожского района(Гавриил Троепольский c 1937 по 1954 год работал заведующим государственным Гниловским сортоучастком).
Колоритная фигура Троепольского была привлекательной и для художников. В 1976 г. портрет писателя создал художник Б. А. Катков. Известный мастер гравюры Масабих Ахунов подарил его портрет в воронежское отделение Союза писателей России, художник Иван Лопатин нарисовал портрет знаменитого писателя для галереи почётных граждан Воронежа, воронежский художник Виктор Митин написал портрет писателя маслом.
"Жизнь идет, — говорил писатель, — жизнь идет, потому
что есть труд и есть надежда. Жизнь идет и потому, что есть книги, питающие
надежду".
На канале Лидер Воронеж в разделе страницы истории Воронежа - прекрасный видео-материал-https://youtu.be/JlPIIcO64mQ, посвященный Гавриилу Николаевичу Троепольскому. В нем представлены документальные кадры с выступлением писателя перед читателями, кадры прогулки писателя с любимым сеттером -прототипом Бима.
Огромное спасибо автору документального фильма Александру Никонову.
Фильм Александра Никонова доступен для скачивания в Интернете.
Писатель Г.Н. Троепольский: http://yadi.sk/d/6Y-eKsx2QqMZM
У Гавриила Николаевича мать - Елена Гавриловна. Выходит, его самого назвали в честь деда(имя означало Гавриил - муж Божий, или крепость).
Отец Троепольский Николай Семенович, 1878 года рождения, происходит из духовных… с.Сасово бывшей Рязанской губернии, проживал в с.Александровке Архангельского района, русский, подданный СССР, женат, окончил Духовную семинарию, б/партийный, "судим в 1930 году за невыполнение хлебозаготовки, осужден к штрафу 1000 рублей, по социальному положению священник-благочинный 3 и 4 округов, лишен избирательных прав, в 1929/30 г. ЕСХН платил 275 рублей, на учете в/о не состоит(из материалов дела о якобы контрреволюционной деятельности )...
являясь благочинным 3 и 4 округов, будучи монархически убежденным, рассчитывая на интервенцию и гибель Советской власти, давал установки священнику Орфееву через беседы с православными поддерживать монархический строй.
Как руководитель округов своей задачей преследовал цель борьбу с Соввластью, для чего опираясь на священников своих округов… поощрял существование духовно-монархических кружков, ведущих к.-р. работу через старцев, сподвижников и т.д., направляя к.-р. деятельность против Соввласти…"
"При объезде округов, зная, что священник Кривошеин ведет кружковую деятельность со странниками, занимается предсказаниями, посвящением в монашки, не запрещал этого, а предупреждал быть осторожным.
К работе церкви против Соввласти вовлекал несовершеннолетнюю молодежь...
В результате чего по 3 и 4 округам существовало ряд пещер-келий и церковно-монархические кружки, там вели свою работу против проводимых мероприятий Соввласти.
Виновным себя признал частично в ликвидации обновленчества, в снабжении молодежи церковными учебниками и в благословении их на должность псаломщиками…»
2 июля 1931 года
слушали: постановили:
Дело №13502 по обвинению Троепольского
Троепольского Николая Семеновича
Орфеева
И др. в числе 9-ти человек
Кривошеина
По ст.58/10 ч.2 и 58/11 ст. УК
Разумова
Савина
Зайченкова
Струкова
Ляшенкова
Маликова
РАССТРЕЛЯТЬ"
Из материалов допроса: «С октября 1903 по июнь 1930 священник села Новоспасское Русановского района…»
«С августа 1930 года до ареста священник села Александровка Архангельского района».
«В обслуживаемый мной с августа 1929 года 3-й округ входят следующие села с церковными приходами:
в Русановском районе: 2-я Козловка, Русановка, Сукмановка, Терновка, Дубовицкое, Барановка, Братки, Ивановка.
Жердевский район: Чибировка, Чикаревка, Туголуково, Петровское.
Алешковский район: Семеновка, Никольское, Григорьевка, Алексеевка, Алешки, 3-я Александровка.
В мой 4-й округ входят села Токаревского района: Андреевка, Павловка, Калиновка, Кулешовка, Сергеевка.
Жердевкого района: Артемовка, Пичаево, Липовка, Питим, Николаевка.
Русановского района: 1-я Козловка, Троицкое, Новоспасское, Хомутовка, Кисельная…
Архангельского района: Александровка, Ростоши, Копыл…»
Слово об о.Николае З.Г.Свириной из Новоспасовки, сказанное ею в беседе
с сыном о.Николая, писателем Гавриилом Николаевичем Троепольским и записанное им:
"... Гаврюш, хоть я твои книжки по несколько раз перечитывала,
а иные слова наизусть знаю, но я тебе скажу — со своим отцом ты ни в
какое сравнение не идешь... Как же он всех людей любил! Как мы его
тут все любили! Он же почти всех ребятишек и на пианино научил играть,
и на скрипке, и на гармошке... И на звезды с луной через какую-то трубу
глядели, и спектакли всякие ставили, и сады разводить учились...
Как же с ним было радостно и молиться, и трудиться, и учиться...
Мы же его, ты ведь знаешь, под расстрел не отдали — все село на защиту
отца Николая встало...".
.Свято исполнял главнейшую заповедь: "Не повторяй имя Господа всуе"
Михаил Федоров
Евангельские истины Гавриила Троепольского(http://культура-воронежа.рф)
17 ноября 2020 года(К 115-летию со дня рождения Троепольского)
29 ноября 2020 года мы отметили 115 лет со дня рождения писателя, нашего земляка, всю жизнь прожившего в Черноземье, Гавриила Николаевича Троепольского....
Думаю, многое прояснится, если заглянуть в историю его семьи. Кем был его отец Николай Семенович Троепольский.... Николай Семенович Троепольский родился в городке на реке Цне недалеко от впадения ее в Оку с названием Сасово в семье дьякона 19 декабря 1878 года. Из Сасово он поехал учиться в город Тамбов в верховьях Цны. Окончил духовное училище. Послужил в храмах Тамбова, женился на Шелудковской Елене Гавриловне, его рукоположили и направили на юг тогдашней Тамбовской губернии в село Новоспасовка приходским священником.
В 1904 году в семье 25-летнего батюшки родилась дочь Зоя, ставшая впоследствии женой генерала, а в 1905 году 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому на свет появился сынишка, которого нарекли Гавриилом. Может, 26-летний батюшка, вкладывал в имя библейский смысл, как «помощника Бога».
1905 год и последующие запомнились своими волнениями крестьян, которые жгли усадьбы дворян, а казаки пороли смутьянов в наказание. В эти годы священник Троепольский с прихожанами несет свое послушание в Новоспасовке. Здесь открыли приходскую школу, жена батюшки учит детей музыке. В школе учатся сынишка с сестренкой. Батюшка с прихожанами в 1914 году, когда рекрутов отправляют на фронт. Вместе с ними, когда отзвуки Первой мировой откликаются в каждом селе; вместе, когда пришли к власти большевики и навязывают свои идеалы; когда заполыхала гражданская война… Другой бы священник бросил приход и подался куда подальше, а отец Николай, не взирая ни на какие невзгоды, служит в церкви в Новоспасовке.
Ему приходится не только исповедовать, крестить, венчать, соборовать, отпевать, но и оберегать новоспасовцев от волн бушующей вокруг жизни. В то время люди, кому надоели и белые и красные, которые все норовят только обобрать население, организуют полки самообороны, и в эти дня отец Николай не оставляет новоспасовцев. Словно подчеркивая название села, как спасение…
Дети у отца Николая растут, Зоя и Гавриил учатся в Новогольской школе, что в селе на тягучей реке Савале. У них в 1912 году появляется сестренка Валя. Гавриил учится в Новохоперске, в Алешках.
А жизнь бьет ключом. Появляются обновленцы. Отец Николай стоит на тихоновских позициях и возвращает качнувшиеся к обновленцам приходы в старое тихоновское русло. Он уже благочинный. Хлопот невпроворот. Видя, какой благочестивый батюшка, ему поручают еще один округ. Близится 30 год, людей начинают силой загонять в колхозы. А в это время Гавриил учительствует в селе Махровка Борисоглебского уезда…
И теперь нужно обратиться к уголовному делу, в жернова которого попадает отец Николай. Его заводит ОГПУ в Борисоглебске, когда к ним попадает Зайченков Сергей Яковлевич, который про себя сообщил чекистам: «… ввиду бедности и моей недоразвитости мать меня послала собирать милостыню и таким образом добывать себе кусок хлеба…» Он странствовал, ходил по приходам, и рассказал чекистам, что батюшки говорили: «иди и спасай народ и благословляй, чтобы шли против коммунистов, отгоняй православных от колхозов».
В Борисоглебске завели дело церковно-монархической организации. Вот, что написал чекист в постановлении о возбуждении уголовного дела: «1931 года, января 14 дня уполномоченный Борисоглебского оперсектора ОГПУ Степанов, рассмотрев материал гражданина Зайченкова… который в Алешковском, Жердевском, Токаревском, Русановском районах… с черничками и юродивыми… под руководством священников… под видом сбора продуктов и отрытия пещер (в некоторых селах храмы закрыли – от авт.) устраивал читку Евангелия, вел к.-р. работу, доказывал, что колхоз – антихристово дело, вступать туда не надо, надо держаться за религию, что в 1931 году советской власти не будет… совершили преступление ст.ст.58-10 ч.2 58-11…»
Сразу хватают священников, верующих, черничек, монашествующих. Борисоглебский Домзак забили арестованными. Выписан ордер на арест благочинного Троепольского и на обыск у него. Благочинного забирают прямо из церкви. При обыске изымают религиозные книги. Журналы «Путь», «Красная новь».
Николая Троепольского допрашивают 25 января 1931 года. Он: «… С 1903 по 1930 год священник села Новоспасское Русановского района… Судим в 1930 году за невыполнение колхозного заказа к штрафу 1000 рублей…». Это уже против колхозов!
Один из арестованных священников Орфеев поведал чекистам: «Благочинный Троепольский в своем благочинии объединял до 20 приходов. С уходом благочинного 3-го округа Михайлова количество приходов Троепольского значительно увеличилось. Знаю, что Троепольский обслуживал приходы, бывал у каждого священника раза два, а то и сами священники ехали к нему по необходимости…»
Огромный груз взвалил на свои плечи Николай Троепольский. О нем высоко отзывались в кругах верующих. Священник Михайлов о нем говорил чекистам: «с 26 по 29 год я благочинный 3-го округа, который от меня принял священник Троепольский… Был допущен занять место архиепископом Василием Козловским, с которым Троепольский в хороших отношениях. Он человек образованный, выше стоит в сравнении с епископами Кириллом и Иннокентием…»
А многие батюшки сдавали своего благочинного. Священник Орфеев, надеясь на свое спасение, выкладывал чекистам: «Я и духовенство тихоновского толка во главе с благочинным Николаем Троепольским ведем систематическую работу через кружки…» Он же: «Троепольский состоял в Союзе русского народа». Выходило, что благочинный – монархист. Следствие тянулось несколько месяцев. Допросили сотни свидетелей, собирая компромат на отцов церкви. Троепольский держался крепко и отвечал чекистам:
«В 1922-1924 годах весь мой благочинный округ примыкал к обновленческому, а потом по требованию верующих отдельные приходы стали переходить в тихоновскую ориентацию… Я не мог мириться с установкой обновленчества в церковных вопросах, находил их учение нарушающим чистоту православной веры, поэтому от обновленчества я отмежевался и снова перешел в тихоновскую ориентацию… Для этого при объезде моего округа отбиралась у священников подписка, что они вместе с приходами переходят из обновленчества в тихоновщину… Ликвидация обновленчества в моем округе произошла не по моей инициативе, а вследствие желания самих верующих… Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю. Утверждаю, что о существовании в моих округах религиозных кружков, проводивших антисоветскую работу, я от священников Орфеева, Вихрова, Разумова и других не слышал, и по этому поводу бесед с ними не было».
Троепольский защищался, ни словом не подвергая опасности священников. А батюшки подчас представляли жалкое зрелище. Один хлебопашец на допросе: «За выпивкой вина я спросил его (священника Михайлова – от авт.), куда он ездит, и он сказал, что в ГПУ передает сведения, и тут же предложил поехать с ним… Там меня проинструктируют. Я испугался и высказал сомнение, что у меня не получится. Он успокоил: если что не будет получаться, поможет… Я отвечал, что безграмотный… Не смогу…»
В ходе следствия появились свидетельства об эффективности работы чекистов: «После изъятия из нашей деревни священников у нас впервые организовался колхоз… количеством 150 человек…» – говорит сельчанин.
В мае 1931 года расследование подошло к концу. С ним согласился нач. ОПП Яков Лутков. Запомните эту фамилию. Мы к ней вернемся.
3 июня 1931 года «Обвинительное заключение …по делу …церковно-монархической организации… руководитель Троепольский…» утверждено. 2 июля 1931 года Тройка при ПП ОГПУ по ЦЧО по внесудебному рассмотрению дела… постановила: «Троепольского, Орфеева (который закладывал благочинного).. Зайченкова (юродивого, с которого и пошло дело)… расстрелять». Всего девять человек. Как известно, приговоры приводили в исполнение в день вынесения их тройкой.
А в это время сын отца Николая двадцатишести летний Гавриил учительствует в селе Махровка. И ему, сыну священника (тогда говорили «попа»), врага народа, в один момент обрываются пути дороги, он вылетает с учительской стези, ему закрыты двери в любой вуз. Ему остается одно, ниже чего не упадешь, труд на земле. И он уходит в агрономию…
В семье обсуждают: отказаться ли от отца, врага народа. Сестра Гавриила Зоя, в это время жена военлета, отказывается, иначе ее мужа снимут с авиации. Сестра Валентина и Гавриил от отца не отказались…
Как жить дальше? Гавриил Николаевич с семьей переезжает в Острогожск, где про судьбу его родителя мало кто знает. И трудится с непомерной болью на сердце, которую нужно пережить. Понимая всю несправедливость, рискуя самому заболеть этой страшной болезнью, стать на тропу мести. Он переживает утрату, становясь продолжателем дела отца, пишет рассказы, повести, роман, проповедуя евангельские истины, поднимаясь на почти недостижимый уровень прощения, искупления и добра. Казалось, парадоксально: Яков Лутков приложил руку к тому, что Гавриил лишился отца, а сын чекиста поэт Геннадий Лутков близкий человек и частый гость дома у Троепольского. Вот каково сердце Гавриила Николаевича, способное простить невозможное.
Гавриил Троепольский дожидается того времени, когда в 1988 году пойдет к прокурору Воронежской области и попросит реабилитировать отца, и … его реабилитируют.
При подготовке страницы использованы материалы сайтов www.ruscenter.ru,www.ostrogozhsk.ru,https://proza.ru/2020/04/25/641 ,http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/troepolski_gn.php(ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ) книги Михаила Федорова «Человек Чернозёма» ( документальный роман о жизни Гавриила Николаевича Троепольского, написанный на основе воспоминаний друзей и знакомых писателя, родственников, архивных материалов и публикаций о нем. )
Литература