О жизни и творчестве писателя Гавриила Николаевича Троепольского

Друзья и соратники


Ростоцкий-фото

Станислав Иосифович Ростоцкий

Профессия: актер, сценарист, режиссер

Станислав Иосифович Ростоцкий родился 21 апреля 1922 года в Рыбинске. После окончания Великой Отечественной войны, демобилизовавшись из действующей армии, Станислав Ростоцкий стал режиссером-практикантом на киностудии "Ленфильм".

В 1952 году он окончил ВГИК, где учился в мастерской у Сергея Эйзенштейна и Григория Козинцева, и начал работать на Центральной киностудии имени Горького. Режиссерским дебютом Ростоцкого стала вышедшая в 1956 году картина "Земля и люди".

Известность режиссеру принесла драматическая лента "Дело было в Пенькове", которая запомнилась многим зрителям в том числе и благодаря незаурядным актерским работам Вячеслава Тихонова и Светланы Дружининой.

Большое место в творчестве Станислава Ростоцкого занимает тема Великой Отечественной войны, которой он посвятил несколько фильмов; в золотой фонд советского и мирового кинематографа вошла его лента "А зори здесь тихие..." (1972), поставленная по повести Бориса Васильева.

Крупным достижением режиссера стал фильм "Доживем до понедельника" (1968), в котором будничная жизнь школы дана через психологическое столкновение разных характеров. Роль директора школы в этой ленте для Вячеслава Тихонова оказалась одной из лучших в его актерской биографии, как и роль учительницы Натальи Сергеевны - для актрисы Ирины Печерниковой. Тихонов же исполнил главную роль в другом прекрасном фильме Станислава Ростоцкого - "Белый Бим Черное Ухо". Этот трогательный рассказ о судьбе собаки, снятый по повести Г.Троепольского, был назван лучшим советским фильмом года, удостоен Главной премии на фестивале в Карловых Варах и номинирован на премию "Оскар" как лучший иноязычный фильм.

В 1989 году по повести Бориса Можаева "Плакун-трава" Станислав Ростоцкий поставил фильм "Из жизни Федора Кузькина", ставший одним из заметных событий культурной жизни "перестроечного" Советского Союза. Стоит отметить, что Станислав Ростоцкий - автор и соавтор сценариев ко многим из поставленных им фильмов.

Станислав Ростоцкий родился 21 апреля 1922 года в Рыбинской губернии (ныне — Ярославская область) в семье известного врача, занимавшегося организацией медицины на территории СССР и являвшегося потомком польских аристократов. В кинематограф будущий народный артист Советского Союза влюбился еще в раннем детстве — в возрасте пяти лет он посмотрел знаменитую ленту «Броненосец «Потемкин», которая фактически предопределила его будущую жизнь.

«Я потом был с отцом на торфразработках и увидел, чем кормят рабочих. Это было огромная бочка солонины, в которой плавали черви. Я стал вспоминать — а где же такие черви уже были? И тут я понял, что первый фильм, который я видел в своей жизни, — «Броненосец «Потемкин». Вот он меня потряс, естественно, для того времени. И «Путевка в жизнь», естественно, и все остальное», — рассказывал сам Ростоцкий в одном из интервью. Поворотным для карьеры Ростоцкого стал 1936 год, когда он лично встретился с автором «Броненосца» Сергеем Эйзенштейном и даже сыграл эпизодическую роль в его картине «Бежин луг», которая, впрочем, так и не была завершена. Несколько лет спустя он пошел еще дальше — решился показать великому режиссеру один из своих первых сценариев, чем, согласно легенде, впечатлил мэтра, пожелавшего передать толику своих знаний целеустремленному школьнику. При этом сам Ростоцкий тогда и помыслить не мог, что впоследствии добьется хотя бы отчасти такого же признания, которое имели абсолютные величины его молодости.

«Конечно, у меня была мечта, но я даже не мечтал быть режиссером, — объяснял сам кинематографист. — Это сейчас каждый может стать режиссером, а тогда это было совершенно невозможно. Это были Эйзенштейн, Сергей Герасимов, Михаил Ромм, Александр Довженко, Всеволод Пудовкин, Юлий Райзман, Марк Донскои?... Понимаете, это были люди невероятно образованные, люди с мировой славой, люди особенные, они даже одевались по-другому как-то: было ясно, что они из кино».

И все-таки он решил попробовать — по окончании школы Ростоцкий, следуя своей мечте, поступил в Московский институт философии и литературы, после чего собирался пойти во ВГИК. Планам молодого человека (к счастью, лишь на время), однако, помешала война. Ростоцкого, который в мирное время был признан негодным к службе в армии из-за проблем с позвоночником, призвали в запасную стрелковую бригаду, а уже в 1943 году он самостоятельно решил «сбежать» на фронт, пройдя многие ожесточенные сражения и получив тяжелое ранение под Дубной, которое едва не стоило ему жизни. От неминуемой гибели будущего народного артиста СССР тогда спасли один из его боевых товарищей и фронтовая медсестра Анна Чугунова, которая самостоятельно дотащила Ростоцкого до госпиталя. Спустя годы именно ей он посвятил свой культовый фильм «А зори здесь тихие». Пройдя многочисленные операции, кинематографист в итоге сумел-таки выкарабкаться, однако остался инвалидом на всю жизнь — из-за гангрены врачам пришлось ампутировать ногу ниже колена.

Демобилизовавшись с фронта в 1944-м, Ростоцкий вернулся к обучению кинематографии, поступив во ВГИК на режиссерский факультет и проучился там аж семь лет. В 1952-м он попал на Киностудию имени Горького, где прошла вся его творческая карьера. Примерно тогда же он встретил свою первую и единственную супругу — народную артистку РСФСР Нину Меньшикову, которая родила ему сына Андрея, как и родители, посвятившего жизнь кино.

Большим режиссерским дебютом Ростоцкого принято считать картину «Дело было в Пенькове», вышедшую на экраны в 1957 году. Интересно, что первое настоящее признание она принесла не только самому постановщику, но еще и на тот момент молодому актеру Вячеславу Тихонову, исполнившему в фильме ведущую роль. Этот союз великих деятелей искусства, как известно, просуществует долгие годы и подарит советскому кинематографу целый ряд знаковых картин.

Спустя без малого десять лет после успешного старта режиссер снял ленту «Доживем до понедельника», которую считал одной из главных работ в своей карьере. А уже в 1972-м свет увидело, возможно, наиболее известное творение Ростоцкого — военная драма «А зори здесь тихие», претендовавшая на получение «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В эту же категорию премии Американской киноакадемии позднее попала и еще одна картина режиссера — «Белый Бим Черное ухо». Правда, и на сей раз постановщик остался без во многом заслуженном награды.

Сам Ростоцкий всегда считал режиссуру не профессией, но родом деятельности, подчеркивая, что настоящие постановщики, снимая свои картины, главную цель видят не в славе и деньгах, а пользе обществу.

«Для меня режиссура была не профессией — профессией овладеть можно. Для меня она была родом деятельности. <...> От которого достаточно многое зависит в этом мире. И поэтому, понимаете, говорят — художник. Я никогда не произношу это слово, во всяком случае — про себя. <...> Отношение к этому делу у нас было, конечно, не потребительское. Конечно, никакого отношения к этому не имели деньги. Нам хотелось сделать что-то полезное, что-то для людей», — отмечал кинематографист за несколько лет до смерти.

Станислава Ростоцкого не стало 10 августа 2001-го: великий отечественный режиссер скончался на 80-м году жизни в Ленинградской области.

Фильмография:


Участие в фильмах:
1953 ТАИНСТВЕННАЯ НАХОДКА 2-й режиссер
1955 ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ режиссер
1957 ДЕЛО БЫЛО В ПЕНЬКОВЕ режиссер, сценарист
1959 МАЙСКИЕ ЗВЕЗДЫ режиссер
1962 НА СЕМИ ВЕТРАХ режиссер, сценарист
1965 ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ («Максим Максимыч», «Тамань») режиссер, сценарист
1966 БЭЛА режиссер, сценарист
1967 ТРИ ДНЯ ВИКТОРА ЧЕРНЫШЕВА художественный руководитель
1968 ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА режиссер
1970 КАК СТАТЬ МУЖЧИНОЙ (Киноальманах) сценарист, художественный руководитель
1971 ПЯТНАДЦАТАЯ ВЕСНА («…присвоить звание героя!») художественный руководитель
1972 А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ режиссер, сценарист
1977 БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО режиссер, сценарист
1979 ПРОФЕССИЯ – КИНОАКТЕР режиссер, сценарист
1980 ЭСКАДРОН ГУСАР ЛЕТУЧИХ режиссер
1985 И НА КАМНЯХ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ режиссер, сценарист
1992 ИЗ ЖИЗНИ ФЕДОРА КУЗЬКИНА режиссер, сценарист
1998 НА НОЖАХ актер
 

При подготовке страницы использованы материалы сайта www.ruscico.com


вернуться к предыдущей странице